Гиперактивный ребенок

  • Гиперактивный ребенок

    Любой маме известно, что первый признак нездоровья ребенка – его апатичность, малоподвижность и потеря интереса к любимым занятиям и игрушкам. Для детей естественно постоянно двигаться, бегать, играть и шуметь. Если ребенок здоров, для него совершенно нормальна двигательная и познавательная активность. Это заложено в его природе, и если ребенок развивается нормально, он не теряет интереса к «кричалкам, шумелкам и стучалкам». Конечно, родителям слишком активных детей можно и посочувствовать. Но лучше посмотреть на вещи объективно.

    Особенности гиперактивных детей

    Ребенок делает первые самостоятельные шаги, и открывает для себя удивительное разнообразие мира. С этого момента он уже никогда не будет смирно сидеть на месте. Посмотрите на трехлетних детей – они неутомимы в своем стремлении познать мир и порой даже проверить его на прочность. И любое ограничение ребенка в двигательной и исследовательской активности будет ограничением его развития.

    Но что же делать, если ребенок слишком шустр и гиперактивен? И как определить, какой уровень активности является нормальным? Организм и характер каждого ребенка индивидуален, как и окружающая среда, в которой ребенок воспитывается. Поэтому трудно установить единую норму, применимую ко всем детям. Тем не менее, некоторым детям ставят диагноз «гиперактивность», а раз есть диагноз, значит речь идет об отклонении от нормы. Каковы особенности гиперактивных детей?

    Гиперактивный ребенок всегда доставляет взрослым огромное количество головной боли. Это начинается с детского сада, когда воспитательница не знает, как укротить непоседливое существо, ставя ребенку в пример спокойных и усидчивых мальчиков и девочек. Затем головная боль переходит к школьным учителям, которым требуется море терпения, чтобы адекватно реагировать на ребенка, который не может усидеть на месте и пяти минут.

    Гиперактивный ребенок очень беспокоен. Если он ограничен в свободном передвижении, он начинает кривляться, высовывать язык, совершать жевательные движения, судорожно двигать конечностями. Такие дети не только слишком много двигаются, но и обладают повышенной капризностью, беспокойством и плаксивостью. Они неусидчивы, с трудом могут сосредоточить внимание на одном предмете, постоянно отвлекаются. Любимым словом такого ребенка зачастую становится «нет» - маленький нигилист отрицает даже самые здравые требования и очевидные вещи.

    При этом гиперактивный ребенок – не значит неспособный. Совсем наоборот. Многие гиперактивные дети с рождения опережают своих сверстников в развитии. Они начинают рано ходить, говорить, бегать и прыгать. Но есть и негативные особенности. Гиперактивный ребенок более чувствителен к внешним раздражителям – яркому свету и шуму, ему трудно засыпать, его мышцы обычно обладают повышенным тонусом.

    Первоначальная гордость от того, что ребенок быстро развивается сменяется беспокойством, когда родители замечают, что малыш не может надолго сконцентрироваться на чем-то одном. Гиперактивный ребенок не приемлет правил, зачастую ему не хватает терпения, чтобы до конца выслушать даже самую интересную сказку. Особенно ярко такие особенности проявляются в те моменты, когда от детей требуют усидчивости и сосредоточенности. Даже увлекательный утренник в детском саду может стать для такого ребенка тяжелым испытанием.

    Проблема усугубляется, когда ребенок идет в школу. Казалось бы, он такой сообразительный, всегда опережал сверстников в двигательных и интеллектуальных навыках, однако теперь ситуация меняется кардинально. Ребенку трудно усваивать новые навыки. Чтение, счет и письмо даются ему с трудом, он и пяти минут не может посидеть спокойно, слушая учителя.

    В чем причины гиперактивности у детей?

    Это вопрос давно занимает детских невропатологов и психиатров. Доказано, что в гиперактивности ребенка большую роль играет тяжело протекающая беременность. Если будущая мама подвергается нервным стрессам, неправильно питается, недополучает витаминов, страдает тяжелым токсикозом, вероятность того, что малыш будет гиперактивным, достаточно велика.

    Будущая мама, не считающая необходимым прекратить на время беременности употребление алкоголя, также подвергает риску мозг и нервную систему своего ребенка. Ведь даже в малых дозах алкоголь для эмбриона является ядом.

    Другой причиной этой проблемы может быть неправильный прием лекарственных препаратов во время беременности. Не каждое лекарство можно употреблять беременным женщинам, этот момент нужно тщательно контролировать и, при необходимости, искать разрешенные аналоги лекарственных средств.

    Нельзя сбрасывать со счетов и влияние наследственности. Фактически, это основной фактор появления на свет гиперактивного ребенка. Если поинтересоваться у родителей малыша, много ли проблем они доставляли в детстве своей непоседливостью, в подавляющем большинстве случаев обнаружится, что повышенная двигательная активность и невнимательность перешли малышу по наследству.

    Гиперактивность бывает не только наследственной. Родители, слишком сильно опекающие ребенка или наоборот, позволяющие ему делать все, что заблагорассудится, рискуют нарушить здоровье нервной системы малыша и спровоцировать появление приобретенной гиперактивности.

    Гиперактивный ребенок - что делать?

    Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, что делать и как правильно воспитывать малыша? Здесь существует ряд правил, соблюдение которых может оказать благоприятное влияние на развитие ситуации.

    Прежде всего, ни в коем случае не ограничивайте гиперактивность ребенка насильно. Буйная энергия малыша нуждается в выходе, но этот выход можно соответствующим образом организовать. Включите в режим дня ребенка большое количество активных занятий: подвижных игр, соревнований, физкультуры. Обычная ежедневная зарядка, закаливание и массаж внесут свой позитивный вклад. Гиперактивному ребенку нужно учиться соблюдать правила. Поэтому как нельзя лучше подойдут подвижные игры в команде, например, футбол или волейбол.

    Гиперактивный ребенок – это обычно очень способный ребенок. Позвольте ему раскрывать его таланты, поощряя занятия деятельностью, которая ему нравится. Это может быть рисование, сборка конструктора или лепка из пластилина. Увлеченность любимым делом будет способствовать развитию усидчивости и внимания.

    Гиперактивный ребенок требует повышенного внимания, поэтому к выбору педагога необходимо подходить очень тщательно. Такого ребенка полезно садить на первую парту, чтобы учитель мог уделять ему больше внимания, давая разнообразные поручения. Это займет ребенка, позволит ему выплеснуть часть своей энергии и досидеть до конца урока, минимально отвлекая одноклассников и педагога.

    #1

Комментарии (4)

  1. marbo333
    Вот нашему сыну, вроде бы и не ставили диагноз СДВГ, но вот проблема явно была и невролог нам по советовал пропить успокаивающий сироп зайчонок в течении 2-х недель. Уже через неделю он стал хорошо спать, настроение стало стабильным, но самое главное радостным. Стал внимательно слушать просьбы и выполнять их. Через две недели, он стал спокойней спать, заниматься (мы как раз ходили на занятия в развивающий центр). Стали строго соблюдать режим дня, довели до минимума просмотры мультиков, записались в бассейн. И все наладилось. Вот пошли в сад, тоже пропили перед тем как идти сироп успокаивающий, чтобы ему легче было адаптироваться и пережить такие изменения в жизни.
  2. Мариша111
    Думаю гиперактивность это не болезнь
  3. Ирэн8
    А нам назначали успокаивающий мармелад зайчонок, у нас было нарушение сна, плохо засыпал. После недели приема у ребенка улучшился сон, а потом и совсем нормализовался. Нам помог, не вызывает привыкания, содержит витамины.
  4. Ирэн8
    Хорошая статья

Поделиться этой страницей